Единые учебные программы — требование уже действующего Закона?

Прочтение нормативных документов, регулирующих вопросы оценки подготовки обучающихся, приводит к неожиданному выводу: законодательство предписывает нам перейти в единым учебным программам.

Федеральным Законом «Об образовании в РФ» определено, что «основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения» являются Федеральные государственные образовательные стандарты. Также, в указанном Законе определено, что (ст. 11 п. 3) «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.»

Таким образом, целью оценки уровня обучения учащихся в школе может являться только результат освоения основных образовательных программ — иное не указано. Иными словами, любые оценочные процедуры в образовательной организации могут в своей основе иметь исключительно образовательную программу, которую осваивал испытуемый. Любое отклонение от программы делает испытание, по сути, незаконным, то есть апелляционным и юридически ничтожным. Это, вполне логично и оправданно: как можно проверять то, что ребенок не изучал?

Закон «Об образовании в РФ» так же устанавливает порядок, по которому осуществляется выбор образовательной программы и ограничивает круг лиц, являющихся её разработчиками: ст. 12 п. 7 данного Закона определяет, что разработка и утверждение учебной программы по имеющим государственную аккредитацию программам обучения (то есть в общеобразовательных школах) осуществляется образовательной организацией. Такие программы разрабатываются с учетом соответствующих примерных образовательных программ (п. 9 — 13 ст. 12).

Основой для осуществления оценочного испытания может и должен являться установленный норматив (обязательный минимум, программа, тематический план). Для учебной деятельности таким нормативом является рабочая учебная программа и/или её часть, соответствующая календарному планированию, применяемому в данной школе данным педагогом.

Исходя из указанной нормативной «рамки» следует сделать вывод, что практически любые проводимые сегодня оценочные испытания, в том числе, районные, региональные и всероссийские контрольные мероприятия в форме тестов, ДКР, «мониторинговых контрольных» и пр., могут стать предметом апелляции и серьезного спора.

Но еще более очевидно и то, что реализовать на практике исполнение закона в его текущей трактовке невозможно, не вернувшись к практике использования в школах, работающих по программам, имеющим государственную аккредитацию, единой базовой учебной программы, обеспечивающей единство требований хотя бы на уровне обязательного минимума, определяемого в конечном числе измеряемых знаниевых элементов изучаемой программы — понятиях. А это — ключевое изменение в системе образования. По существу, Закон уже (!!) требует применения единых учебных программ — сиречь учебников. И без всякой шумихи и обвинений законопроекта Ирины Яровой и Вячеслава Никонова в «совковом мракобесии».