Информатика: чему учить в школе 21 века?

(гипотеза о том, как может выглядеть программа информатики средней школы)

Информатика — предмет, который преподается в школе довольно давно (около 25 лет с момента первых экспериментальных курсов), но недостаточно для того, чтобы можно было говорить об устоявшейся методической базе этого предмета.

Об этом говорит хотя бы то, что в одних школах ученикам предлагается «информатика» уже в начальной школе, другим, в соответствии с федеральным стандартом — только с 8 класса (а с этого года — с 7-го). Причем все, что преподается в рамках этих, таких разных по продолжительности, программ, крутится вокруг одного перечня тем: алгоритмы, логика, цифровая информация, технологии. Поэтому очень часто ребенок, переходящий из одной школы в другую сталкивается с тем, что он «это» уже проходил и, причем, не раз, поскольку программы построены по совершенно не оправдавшему надежд принципу «концентров».

Общие требования к знаниям по информатике в рамках ФГОС сводятся к весьма обобщенным определениям, которые не содержат конкретных и измеряемых однозначно изучаемых учениками понятий. Одни общие слова. Отсюда — и возможность наполнить предмет содержанием, которое будет соответствовать стандарту, но существенным образом отличаться в одном учебно-методическом комплексе от другого. Что мы и наблюдаем в разных (коих четыре для средней школы на данный момент) рекомендованных для использования в школе, УМК. Это сводит на нет любые единые процедуры оценки знаний и попытки сравнивать школы по успешности преподавания информатики.

Сложности добавляет еще и «цикл жизни» учебника, который совершенно не соответствует «циклу жизни» информационных технологий. Некоторые учебники, использование которых в школах рекомендовано, попросту стыдно давать в руки ученикам, настолько архаичной и смешной для современного ребенка является то, что в них написано. Особенно этим грешат описываемые программные продукты или операционные системы.
С другой стороны, в учебном плане, составляемом по этим учебникам, не остается практически никакого времени для рассмотрения реальных или перспективных технологий и тенденций развития ИКТ и технологий программирования. И что предлагается делать педагогу — заменять написанное в учебнике более актуальным? А на каком основании, учитель это будет делать, если программу, которая не опирается на утвержденный учебник надо утверждать самостоятельно на уровне регионального управления образованием. А простому учителю это надо? Нет, конечно. Вот и учат на уроках информатики по законам музейной педагогики. Отсюда и отношение детей и родителей к предмету, хотя он и не заслуживает этого.

Авторов учебников обвинять в этой ситуации не имеет смысла — проблема в том, что путь от рукописи, через тернии утверждения учебника, печати тиража в типографии, а потом еще — через госзакупки (!!), на книжную полку школьной библиотеки слишком долог. Думаю, не меньше двух — трех лет надо на то, чтобы по-настоящему новый учебник оказался на столе у ученика в кабинете информатики. Но ведь за это время технологии уходят вперед и невозможно не просто за ними успеть, но и угадать — какая из них приживется, а какая канет в лету через год после появления.

На этом фоне встает еще один существенный вопрос — кадровый. Ведь получается, что только учитель сам, своей квалификацией и опытом, способностью к самообучению и наличием мотивации не быть посмешищем для учеников, способен прикрыть пропасть, возникающую между учебником и актуальной ситуацией в отрасти ИКТ. И это совсем не то, с чем сталкивается любой другой предметник: быть актуальным информатиком — это значит самому, помимо деятельности учителя, практиковать, то есть работать на двух должностях: учителя и инженера или учителя и программиста. Иначе — отстанешь, не будешь знать, что действительно актуально на сегодняшний день и в классе всегда найдется парочка — другая увлеченных «умников», которые не со зла, а от простого желания самоутверждения в коллективе, с легкостью «вынесут» учителя, создав условия, в которых дальнейшая плодотворная педагогическая работа с классом будет, как минимум, осложнена. И поскольку учитель должен быть опытнее своих учеников в преподаваемом предмете, то получается, что не практикующий в своей области информатик — вредная величина для школы.

Все вышесказанное — так сказать, контекст, в котором находится предмет «информатика». Разобрав его, вернемся все-таки к содержанию учебной программы. Ведь будь она актуальной, продуманной и четкой, описанные выше проблемы имели бы куда меньшее влияние на результаты освоения данной учебной дисциплины.

Для начала, предлагаю посмотреть на место информатики в школьной программе.

Поскольку, все школьные предметы в целом, представляют собой комплекс программ, знакомящих учеников с целостной картиной мира через познание отдельных наук (исследуя химию — узнаем о строении вещества, физику — о силах в природе, биологию — о живых организмах и т. д.), то информатика вполне уместна в средней и старшей школе как отдельный предмет, изучающий информацию в природе. И в этом контексте информатика не менее важный, нежели остальные, предмет, поскольку информация — это то, без чего не существует никакой объект, никакое явление в мире, ведь именно информация является либо созидающим, либо разрушающим началом любого процесса, объекта или явления (вспомним ДНК, или наоборот, современные «информационные войны» — и там и там в основе просто информация).

Отсюда возникает педагогическая гипотеза: информатика, как уже получившая свое признание наука, в современной школе может рассматриваться как системообразующий предмет, обеспечивающий «склейку» в сознании учеников старших классов тех разрозненных, калейдоскопических, как им кажется, знаний и представлений о мире, которые они получают на других предметах.
Такой подход во многом определит новый облик предмета «информатика», даст ему качественно новое звучание, смысл и содержание. И для этого не потребуется кардинального изменения существующих программ — остаточно будет только перенести акценты, убрать темы, за которыми нет смысла пытаться успевать (технологии), но добавить очень важный тематический элемент: основы общей теории систем. По существу, он и должен стать фундаментом для всей программы курса информатики.

С какого класса должно изучать информатику в таком варианте? Конечно, не ранее 8 класса, поскольку возрастная психология четко констатирует: только к 13 — 14 годам у детей формируется способность к абстрактному мышлению, произвольность высших психических процессов: анализа и синтеза. Соответственно, попытки изучать информатику как науку в более раннем возрасте — это попросту потраченные ресурсы и ребенка и взрослых. Нет никакой педагогической необходимости вводить этот предмет ранее. Даже в 7 классе, как сегодня этого требует ФГОС, информатика неуместна — в массе своей дети еще не готовы к абстракциям (например, к различным системам счисления, кодированию), а уроки про «изучение устройства компьютера» или «создание рисунка в редакторе Paint» превращаются в бессмысленное времяпрепровождение. В итоге, такие бессмысленные уроки информатики ничего не дают ни уму, ни сердцу, расхолаживают ребенка, закладывает негативное отношение к предмету и, в целом, к школьным занятиям, работает на снижение мотивации к содержательной учебной деятельности.

Как же может строиться программа по информатике исходя из вышесказанного и из того, что информатика — это наука, а не школьный предмет, на котором учат оформлять документ в текстовом редакторе или писать никому не нужные «компьютерные программы».

Перечень ключевых тем, лежащих в основе всего курса информатики, может выглядеть так:

  • Системность мироздания. Основы общей теории систем
  • Информация как системообразующий элемент мироздания
  • Обработка, хранение и передача информации в природе и в искусственной среде. Законы информации
  • Практика работы с информацией
  • Логика и алгоритмы
  • История информационных технологий
  • Этика, общественные нормы и правовые отношения, возникающие применительно к информационным процессам

Как видно из приведенного перечня, большинство тем перекликаются с уже устоявшимися (и потому — знакомыми для большинства педагогов) разделами применяемых сегодня в школе учебников. Все, что наработано авторами учебников ранее и что не несет в себе отметки времени, может быть использовано и в новой программе. Например, темы, рассказывающие об «устройстве компьютера» достаточно превратить в «историю развития» компьютерных технологий, а основы программирования на уже не применяемых Pascal или Basic — назвать изучением принципов описания алгоритмов на машиночитаемом языке.

Главной задачей при создании программы по предлагаемой концепции остается переложение основ общей теории систем в контекст учебной дисциплины с расчетом на возрастную аудиторию и обеспечение «кросс-программирования», то есть обеспечения межпредметной связки в изучаемых на разных ступенях темах с учебными планами других предметов, в первую очередь — с программами по математике и программами естественно-научномого цикла.

В настоящий момент, в преддверии нового учебного года, я работаю над подготовкой проекта учебной программы, которая будет опираться на учебник Н. Д. Угриновича (издательство «Бином», 7 — 11 класс), но в основе которой будут лежать вышеизложенные идеи и подходы. По мере готовности буду рад представить проект программы на обсуждение коллегам, а пока буду признателен за комментарии и конструктивную критику или предложения.