Конфликтная комиссия по приему 1 класс. Взгляд изнутри

В этой статье я постарался представить описание проблем, с которыми сталкиваются родители при оформлении ребенка в первый класс, основанный на проводимом нами мониторинге хода приемной кампании 2015 года, а также опыте работы районных конфликтных комиссий и опроса мнений родителей, чьи дети поступили в школы в текущем учебном году.

Надеюсь, что собранная информация будет полезна как родителям первоклашек — 2016, так и специалистам органов управления образованием Санкт-Петербурга.

Казалось бы только-только закончилась кампания по приему первоклассников в начавшемся учебном году, как уже поднимается новая волна беспокойств и обсуждений приема в школы первоклассников грядущего, 2016-го учебного года. Именно этой теме будут посвящены Дни открытых дверей, рекомендованные Комитетом по образованию к проведению в школах города 17 октября и 21 ноября.

Такая предупредительность органов управления образованием и столь ранний срок начала разъяснительной кампании направлены, в первую очередь, на понижение уровня ажиотажности в процессе приема в школы, наблюдавшийся в последние несколько лет, а также на разъяснение тех нововведений, которые должны побороть наиболее конфликтные и спорные ситуации, с которыми сталкивались родители и школы.

Однако, следует отметить, что ожидания родителей будущих первоклассников уже сейчас (фактически за год до поступления!) достаточно напряженные и не радужные. Понять родителей можно: за последние годы уровень нервозности при оформлении детей в первые классы не снижался, а нарастал. Способствовали этому бесконечные реформы правил приема, введение новых технологий (которые в прошлом году вновь дали сбой), масла в огонь добавляли «жаренные» публикации прессы и традиционное для наших сограждан недоверие к чиновникам и всему тому, что они делают.

Однако оставим обсуждение всего этого негатива на другой раз и попробуем посмотреть на проблему организации приема в школы, по возможности, беспристрастно, чему в немалой степени поможет фактура реальных обращений в районные конфликтные комиссии. И для начала поясним, как работают такие комиссии и кто входит в их состав.

Конфликтные комиссии создаются в Санкт-Петербурге по-районно и оформляются распоряжением глав администраций соответствующих районов. Своим распоряжением Глава администрации района утверждает состав комиссии и регламент ее работы. Как правило, в состав конфликтной комиссии входят:

  • заместитель главы районной администрации по социальным вопросам (Председатель конфликтной комиссии),
  • начальник отдела образования,
  • заместитель начальника отдела образования (специалист, курирующий школы),
  • представитель Прокуратуры района,
  • руководитель (или представитель) информационно-методического центра района,
  • представитель СПб городского родительского комитета (были не во всех районах),
  • представитель Уполномоченного по правам ребенка (так же не во всех районах)
  • секретарь комиссии (специалист отдела образования)

Комментарий по составу комиссии:
Состав комиссии от района к району отличался, но по существу не сильно: везде присутствовали представители надзорных органов и, по возможности, общественности. В прошедшем году, в тот момент когда началась кампания по приему в первые классы, Санкт-Петербургский городской родительский комитет и Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге обратились в районные администрации с предложением о включении в состав комиссий своих представителей, однако ввести в состав конфликтных комиссий предложенных представителей удалось не во всех районах по ряду причин. Для нас (Спб ГРК) основной причиной невозможности вхождения в состав комиссий стало требование обязательного (для обеспечения кворума в заседаниях комиссии) присутствия нашего представителя на всех заседаниях, что было нереально для наших представителей, поскольку они не работают в городском родкоме на постоянной основе.


Конфликтные комиссии работают в течение календарного года, заседания проходят по мере поступления заявлений от родителей: весной и летом 2015 года комиссии работали почти везде в еженедельном режиме, к моменту окончания кампании по приему в первые классы частота заседаний естественным образом снижалась. На одном заседании рассматривалось, как правило, от 20 до почти 200 заявлений — но это показатель очень сильно разнится по районам, наиболее проблемными являлись, что вполне очевидно, районы с большой плотностью населения и дефицитом мест в популярных школах.

Анализ основных мотивов обращения в конфликтную комиссию позволяют выявить основные критические моменты в организации приемной кампании. К ним следует отнести, прежде всего, следующие:

  • единомоментность начала приемной кампании и ее жесткий регламент и связанную с ними плохую проработанность технологии приема заявлений в электронной форме на портале государственных услуг Санкт-Петербурга
  • ограниченность вакантных мест в популярных среди родителей образовательных организациях, расположенных в густонаселенных районах и связанная с этим невозможность попасть в школу «шаговой доступности» проживающим рядом детям
  • желание родителей определить своих детей в школы «повышенного уровня»уже с первого класса с целью обеспечить обучение в них на весь период школьной учебы

Дополнительные сложности и проблемы в приемной кампании 2015 года порождались уже после старта подачи заявлений о приеме, в частности, например, из-за того, что сроки предоставления родителями документов в школу не были ограничены по времени — при такой свободе маневра для тех, кто оказался в очереди выше по списку, место за ребенком приходилось держать, а другие семьи, претендовавшие на это место, вынуждены были снимать свои заявления из очереди в пользу других школ, чтобы не остаться вовсе без места.

Отдельно следует отметить ситуацию со школами, имеющими высокую популярность среди родителей. В них наиболее часто проявлялась непримеримость и принципиальность (а нередко — и агрессивность) родителей, желающих привести своего ребенка в строго определенную школу. Принципиальность таких родителей порой удивляла, они настаивали на зачислении, невзирая на переполненность классов, на очевидную дискомфортность и неэффективность обучения в таком классе и школе. Порой складывалось ощущение, что такие родители в ходе приемной кампании решали проблемы личных амбиций или «боролись с системой», а не решали задачу обеспечения качественной учебной среды для ребенка, которая зависит для начальной школы не столько от статуса школы, сколько от конкретного учителя и минимизации временных затрат на дорогу в школу.

Любопытно также и то, что шумное начало кампании по зачислению и бурные дискуссии в ее ходе довольно быстро утихли — буквально за месяц основной «бум» развеялся, очереди в школах перераспределились, оставив актуальными проблемы именно там, где они и прогнозировались — в школах, прилегающих к большим микрорайонам застройки и где есть объективный дефицит мест, о котором известно было еще до начала кампании. Более того: к июлю в большинстве школ города, не относящимся к категории «очень загруженных» оставались вакансии и при возможности и желании, можно было найти без проблем места во вполне уважаемых школах в любом районе города.

Ситуация, складывающаяся с приемом в первые классы по итогам 2015 года разбиралась и анализировалась на многочисленных совещаниях в Комитете по образованию, с привлечением специалистов задействованных в проведении приемной кампании ведомств, в том числе и с участием представителей Санкт-Петербургского родительского комитета. По итогам этих консультаций и совещаний, вышло Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 3749-р от 03.08.2015, в котором регламентируется порядок зачисления учащихся в первые классы в 2016 году.

Основными нововведениями, призванными решить выявленные недостатки приемной кампании 2015 года стали:

  • введение разных сроков подачи заявлений от родителей, имеющих право на приоритетное зачисление, и тех, у кого такого приоритета нет — это призвано снять существенную часть нагрузки на электронные системы регистрации заявлений и обеспечить предварительный мониторинг занятых мест в школах
  • установление ограничений на сроки подачи документов в школы после получения приглашения — мера, призванная снять проблему удержания мест за теми, кто не предоставляет документов в школу
  • возврат в практику зачисления понятия «закрепленной» школы за микрорайонами — мера, обеспечивающая дополнительное преимущество семьям, непосредственно проживающим рядом со школой, дети которых лишались возможности ходить в школу «шаговой доступности» из-за того, что их школа оказалась «популярной в народе».

В настоящий момент вряд ли возможно сказать с уверенностью, что принятые меры сделают прием в первые классы в новом учебном году гарантированно безоблачным. Скорее можно быть уверенным в том, что как и с любым другим сложным процессом организации массового мероприятия, в новой кампании по приему в школы могут возникнуть новые дополнительные нюансы и конфликтные ситуации. Чтобы их минимизировать или вовсе избежать, родителям будущих первоклассников (и в первую очередь тех, кто не имеет преимущественных прав на зачисление), по нашему мнению, будет полезно сделать следующее:

  1. Обязательно побывать на днях открытых дверей в тех школах, которые рассматриваются как возможное место обучения. Если нет возможности побывать в школе именно в день открытых дверей — посетите школы в другие дни, причем не просто как зритель-путешественник, а как исследователь, договорившись о встрече с завучем по начальной школе (у них есть приемные часы).
  2. Уясните по каждой из намеченных школ — сколько планируется открывать классов, как прошла кампания по приему в прошлом году (всем ли хватило мест, был ли отток детей летом — были ли вакансии к 1 сентября), есть ли возможность зачисления к конкретному учителю в класс
  3. Пообщайтесь с будущим учителем вашего ребенка — именно он, учитель, должен вас интересовать больше всего в школе! Вполне возможно, вы найдете своего учителя вовсе не в популярной школе, поэтому не замыкайтесь только на приоритетной для вас школе, познакомьтесь с учителями в школах, которые вы будите считать «резервными» при подаче заявлений. Учитывайте то, что «привязка» к школе микрорайона не ограничивает вас в выборе школы!
  4. Изучите все нормативные документы и регламенты, связанные с проведением кампании по приему в школы и обязательно (!!!) заранее позаботьтесь о наличии у вас необходимых документов (в том числе подтверждающих льготы, регистрацию по месту проживания и т. д.) — обязательно уточните все детали и специфические ситуации с вашим юридическим статусом или статусом ребенка у специалистов в школе, поскольку при отсутствии требуемых документов ваше заявление о приеме в школу может быть аннулировано в установленные сроки!

Приемная кампания в школы показала, что, к сожалению, все причины ее конфликтности трудно преодолимы, если все ее участники (и родители, и органы управления) будут действовать, решая собственные проблемы, без решения главной задачи — создания для ребенка комфортной среды для обучения.

Исходя из этой главной задачи, при принятии решения о выборе школы родителям будущих первоклассников, по нашему мнению, будет не лишним учитывать то, что:

  • учиться в переполненном классе — не только дискомфортно, но и контрпродуктивно, поэтому если вы хотите действительно качественного образования при сохранении здоровья и безопасности для вашего ребенка — подумайте, стоит ли соглашаться на переполненные классы и коридоры школы
  • формирование основного костяка классного коллектива в начальной школе идет в течение, как минимум, полугодия — года, в этот период друг к другу привыкают и «уживаются» не только дети, но и взрослые (между собой и с учителем), причем дети это делают куда проще и быстрее. Поэтому добиваясь попадания в конкретную школу надо всегда иметь в виду, что учиться вы будите не в стенах, а с людьми и не факт, что вас все устроит сразу и навсегда
  • хотя мы и видим в наших детях всевозможные таланты и выдающиеся способности, не стоит спешить с выводами: вполне возможно у ребенка в ходе обучения появятся совершенно новые качества и он не будет вписываться в предложенную вами школу. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что одним заявлением о приеме в выбранную вами школу удастся решить вопрос с тем, в какой школе вам обучаться на все школьные годы. Более того: современная статистика говорит об обратном — времена, когда мы учились в одной школе от начала до конца ушли в историю.

В любом случае, помогла эта статья вам или нет — терпения вам и мудрости в вопросе выбора школы!