• Выступление в Думе 9 апреля 2021 года

    Добрый день, уважаемые участники заседания.

    В силу ограниченности времени, вынужден использовать телеграфный стиль. Прошу простить.
    Первое. Наша школа сегодня погребена под довлеющим над ней надзором, контролем и бездумным управленческим экстремизмом. Каждый чиновник и надсмотрщик считает своим долгом чем-то её нагрузить.

    У учителя и ученика на регулярной основе беззастенчиво крадут время, отвлекая от прямой задачи — учить и учиться.

    Подготовка и массовое (зачем, не знаю) участие в олимпиадах, региональных диагностических работах, участие в якобы нужных международных исследованиях, тестирование на раннее употребление психо-активных веществ, тестирование по вопросам антитеррора, тестирование психологической комфортности в школе, репетиции ОГЭ и ЕГЭ, тестирование на знание принципов здорового образа жизни, — это только то, что я припомнил из опыта последнего полугодия…

    Вот цифры — до 18% учебных часов по географии и 10% уроков по русскому украдено в этом году всероссийскими проверочными работами. Замечу — не местным контролем учителя, о чем намекал в недавнем своем заявлении Рособрнадзор, а именно федеральными проверками. На которые (мы не поленились и посчитали) истрачено по стране не менее миллиарда 200 миллионов листов бумаги и не менее 60 миллионов человеко-часов неоплаченного, подчеркиваю, рабочего времени учителей и завучей в этом году.

    На критику нагрузки, сваливающейся на ученика и учителя надзорное ведомство заявляет: мы выступаем за сокращение контроля. Но не нашего. Наши проверки — это другое! Как другое? Ваши проверки как раз и составляют львиную долю этой нагрузки! Восемь проверочных длительностью в 2 урока по разным предметам в 7 классе кто придумал и два раза в этом году провел? Не вы ли? Учителя так издеваться над учениками не умеют, поверьте, у них педагогическая этика есть!

    Кстати позволю себе напомнить: мы без всякого Рособрнадзора в космос улетели первыми и атом покорили и много что еще. Как справились, ума не приложу, ведь не было тогда ни аккредитаций, ни ВПР, ни ОГЭ и ЕГЭ. Совершенно незаконно и бесконтрольно это сделали!

    Вторая проблема. Все тот же экстремистский надзор порабощает учебный процесс еще и в части содержания уроков. Мы перестали учиться по программе в выпускных классах, стараясь использовать любую возможность встречи в учениками на уроке для подготовки детей к экзаменам.
    Учебник? нет не слышали, вы о чем!

    ОГЭ, ЕГЭ а теперь еще и ВПР и PISA — вот наши учебные ориентиры. И у учителя и у учеников. Рособрнадзор стал, по факту, законодателем содержания обучения.

    А там, где не справляется школа (поскольку учебных часов не хватает) — там включается кошелек родителей и рынок репетиторства. Я лично не знаю ни одного родителя, кто мог бы похвастаться поступлением его ребенка на бюджет в ВУЗ без услуг репетиторов. В зале есть такие? Отзовитесь! Обучение стало платным по факту, друзья!

    Третье. Новая напасть на нас накатывается: лидеры цифровой трансформации откликнулись на призывы отменить ЕГЭ и предложили «накапливать цифровое портфолио» ребенка в цифровой образовательной среде. Для его, ребенка пользы, создавать, по сути дела, его аватар. И потом, по этому аватару строить его будущее. Хороший аватар будет — поступишь в ВУЗ, не будет аватара — не поступишь.
    Человек дополненный, накопивший в мозгах цифрового Левиафана образ о себе как о благонадежном гражданине будет иметь преференции. А неудачно сдававший ВПР в средней школе по географии никогда не станет геодезистом или геологом даже если вдруг захочет этого. Ибо Его Величество Искусственный интеллект уже пропишет ему иной маршрут. Такие картины антиутопии вовсе не утопичны — их нам вдохновенно и радужно рисуют проповедники цифрового мира. И двигаются планово к этому.

    16 марта текущего года Сбер учредил компанию «СберОбразование» и ведет переговоры о покупке крупнейшего издателя учебников в России, группы «Просвещение». Осталось немногое: привязать ход уроков и портфолио учеников к цифровой образовательной среде и все — процесс закабаления населения будет завершен.

    И учитель будет не нужен, кстати. Пусть себе ноет пока, что он перегружен! Не долго мучиться осталось! Совсем скоро его заменит тьютор, умеющий правильно нажимать кнопочки в интерфейсе цифровой образовательной среды. Формально все останется как было — этот тьютор будет называться учителем. Только учить он не будет. И ребенку он будет не интересен. Ибо он — дополнение к компьютерной системе, а не человек. Про воспитание, кстати, мы можем забыть. Робот воспитает биоробота. А тик-ток, куда департамент образования Москвы уже зовет учеников, ему поможет
    .
    Современные технологии очень скоро обеспечат возможность вместо учителя держать в классе его виртуального двойника, неотличимого от человека. Ученику достаточно будет, войдя в класс, надеть очки виртуальной реальности. И они с удовольствием это сделают. А родители современные в массе своей скажут — как это сберклассно!

    Подведу итог.

    Первое. Школа, если мы хотим выжить, должна учить и воспитывать, а не подстраиваться под требования надсмотрщиков. Нужно в корне пересмотреть роль контроля и перестать пытаться управлять системой образования путем надзора.

    Второе. Нужно прямо сегодня, срочно взять под общественный, публичный контроль все то, что касается цифровой трансформации школьной жизни. Уверен, что цифровизация бухгалтерского учета и документооборота уместна и даже необходима, но то, что касается учебного процесса и детей должно быть защищено от цифры. Дети должны учиться и воспитываться в обществе людей, а не у искусственных цифровых суррогатов.

    Мы должны вместе защитить школу и учителя, порознь нас разделят и оцифруют. А потом помножат на ноль. Так как мы тут лишние на этой планете. Неэкологичны.

    Спасибо за внимание!
  • Об оценке в школе

    Поводом к разговору об оценках в школе послужила новость о том, что с 1 сентября 2020 года в 8-ми школах Липецка стартует эксперимент: отдельные классы переводят на безотметочную систему и отказываются от домашних заданий. Так, например, домашние задания в во всех начальных классах, в пятых классах и в 6 «А» классе школы №2 теперь носят рекомендательный характер. То есть они не обязательны для выполнения, уроки ученики делают по желанию.

    Читать дальше
  • Направо пойдёшь...

    На пост-дистанционном этапе жизни отечественного образования наметились несколько векторов в дискуссии на тему «а что дальше». Поддержу этот разговор и я, пожалуй.

    Изначально, все наиболее известные лидеры образовательной политики согласились с тезисом о том, что «школа не останется прежней». Спорить не стану — думаю, этот тезис верный. К слову сказать, ваш покорный слуга высказал эту формулу еще до начала перехода школ на дистанционную форму работы — ровно тогда, когда Минпросом только было объявлено о решении работать в таком формате.
    Читать дальше
  • Какой может стать российская школа в 21 веке?

    Вопрос о будущем школы вовсе не праздный: с одной стороны его обсуждение подпитывает бурно критикуемая идея наполнить федеральный образовательный стандарт «тоталитарным» конкретным содержимым, а с другой — возбуждающая фантазии, наблюдаемая невооруженным глазом изменяемость окружающей действительности.
    На самом деле, мы живем в период смены технологического уклада: общество сегодня меняется также, как оно менялось под воздействием прихода «века машин» и даже динамичнее. И это обстоятельство, как и в начале 20-го века, неизбежно влечет за собой изменение системы образования. Но какой она, эта система, может стать? Попробуем спрогнозировать, насколько это получится.
    Читать дальше
  • «Качество образования» и как за него мы будем бороться

    Введение.

    Тема качества отечественного образования является едва ли не самой обсуждаемой в последние десятилетия, если брать в расчет упоминания в прессе и в общественном дискуссионном поле только вопросы внутренней политики. Причем следует отметить, что «качество образования» трактуется в дискуссиях весьма широко и о чем конкретно идет речь в той или иной публикации, порой даже не понятно. Однако диагноз отечественной системе образования ставится везде один: система образования больна, поскольку «качества» (непонятно какого) не обеспечивает.
    Читать дальше
  • Нужны ли нам ВПР?

    Вокруг ВПР (всероссийских проверочных работ) ломаются копья сторонников и противников: одни утверждают, что без этих работ невозможно понять, чему же учит школа, а другие (как правило, учителя) утверждают о том, что результаты ВПР в реальности не дают никакой значимой информации и только мешают работе школы.
    При этом обе стороны аргументируют свою позицию обычно только эмоциональными высказываниями.

    Попробуем разобраться в вопросе «нужны ли нам ВПР?» взвешенно и профессионально…
    Читать дальше
  • Wow!-эффект и образование

    Интерактивные музеи, клипы про то, что «Менделеев — это элементарно», «научные шоу, цифровизация в школьной лаборатории…
    А оно помогает учебе?
    Кого обманываем? и зачем?
    Читать дальше
  • Минпрос открестился от "Единогоурока.рф"

    Итак, как и следовало ожидать, Министерство просвещения, в ответ на наш запрос относительно оснований, на которых госпожа Бокова утверждает, что ее «Единый урок» поддерживается Минпросом, ответило следующее:
    "… Департамент… (имется в виду Департамент развития педагогический кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения — прим. авт.)… сообщает, что указанный в обращении проект не включен в перечень мероприятий, осуществляемых во исполнение задач по формированию НСУР (национальной системы учительского роста).
    В том числе, в письме Министерства от 24 июля 2018 года № МОН-П-3373, направленном в адрес организаторов тестирования, указано на необходимость согласования позиций с нормативными правовыми актами, изданными Министерством."…

    Полный текст письма — тут.

    С учетом этого, я уж и не знаю, честно говоря, что сможет ответить нам на запрос в Генеральную Прокуратуру Комитет по образованию СПб теперь в этой связи (запрос был переслан им, ждем ответа). Их сделают крайними? Или все- таки сенаторшу урезонят и на ее опыте другим покажут Кузькину Мать?

    Будем посмотреть…

    Начало истории см. тут >>
  • ОГЭ: всем по зубам!...

    В преддверии очередной кампании по проведению государственной итоговой аттестации для учащихся 9-х классов, Комитет по образованию Санкт-Петербурга опубликовал Распоряжение, в котором определяются шкалы пересчета баллов, набранных участниками ОГЭ, в традиционные итоговые оценки за экзамен.

    Устанавливаемые меры оценивания, как указано в Распоряжении, определены в соответствии с «Рекомендациями по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2018 году основного государственного экзамена», разработанными Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) — разработчиком заданий для экзамена.
    Читать дальше
  • ВПР - новое слово на три буквы

    Всероссийские проверочные работы (ВПР) относительно недавно вошли в обиход отечественной школы и далеко не все учителя и ученики еще успели столкнуться с этой, по истине, творческой инициативой Рособрнадзора. Сегодня мы хотим рассказать родителям и учителям, не столкнувшимся пока еще с ВПР, что же это за новое слово на три буквы...
    Читать дальше