Начиная с 90-х годов прошлого столетия в образовательной политике России явным образом прослеживается целенаправленное пошаговое следование вполне определенной доктрине: введения российского образования в единую мировую образовательную систему. Кстати, такая политика прослеживается во всем бывшем СССР, даже белорусов пытаются утянуть туда же…
Глобализация, преподносимая нам всем как «естественный путь развития цивилизации», требует построения глобальной системы образования. Именно этим, а не пресловутой «мобильностью выпускников», объясняется наше вхождение в Болонскую систему, через колено ломающую отечественное образование и идущую вразрез с национальными интересами России. Болонская система следует интересам глобальных, транснациональных и надправительственных управленцев, а не национальных правительств. И в этом четко видна логика Большого Бизнеса. Как бы сказали раньше – видна рука империализма.
Позволю себе сделать небольшое отступление, поскольку считаю это важным в контексте дальнейших рассуждений: при всей моей нелюбви к заезженным идеологизмам прошлого вынужден признать, что именно в интересах международного бизнеса движется каток глобализации. Именно ему нужно управляемое стадо вместо «слишком умных», а оттого самодостаточных, граждан. Поэтому уклоняющиеся от «мирового счастья» государства представляют собой для этого катка помеху на пути завоевания рынков.
Если в уставе, в первом пункте миссии любой коммерческой организации стоит слово «прибыль», значит, эта организация будет стремиться к максимально широкому захвату рынков сбыта. И тут не стоит вопрос о жадности, поскольку жадность– это не порок, а самая суть такой организации и всей построенной на этом стремлении к прибыли «передовой цивилизации».
Именно поэтому следует попытка взять под контроль управление обществами, где должен осуществляться такой сбыт – сначала через рекламу, потом – через «общественное мнение» и лоббирование в законодательной сфере, позднее – через «своих» президентов и партии. Но и этого недостаточно, если работать на перспективу. Главным стратегическим объектом управляющего должна стать (и становится) местная система образования.
То есть, в любой стране, к которой у Большого Бизнеса есть хоть мало-мальский интерес, должна быть построена не только «своя» система торговых отношений (здравствуй, ВТО!), но и система образования, формирующая потребителей и питающая нужными кадрами не только производство, но и науку, управление, образование, здравоохранение, культуру. Это логично и вполне оправдано с точки зрения любого управленца.
Но вернемся к истории с нашим образованием.
Если придерживаться хода рассуждений, приведенного выше, тогда перестают быть странными действия наших чиновников. Все становится на свои места, в том числе и факты «самодурства» людей, обремененных властью или влияющих на принятие решений, которые с упорством, заслуживающим уважения, при жутком сопротивлении общества, продолжают гнуть линию на «вхождение российского образования в рамки цивилизованных стран».
Ведь заметьте: менялись фамилии высоких начальников, сменявших друг друга на протяжении многих лет на постах в Минобрнауки, не менялся вектор реформ ни на йоту. Общий их тон и смысл был сформулирован ВНИИК «Школа» и представлен съезду работников образования СССР еще в 1988 году. Кто сомневается – отсылаю к стенограмме съезда, а так же к главному докладу на съезде, озвученному товарищем Ягодиным, тогда – министром среднего образования. Вы найдете в его речи ВСЕ реформы, осуществленные сегодня и вызывающие оторопь у профессионалов и жуткие результаты у учеников на выходе из учебных заведений.
Но эти результаты пугают только нас, граждан, рожденных в СССР и знающих толк в знаниях. Они совершенно не пугают чиновников, поскольку такие результаты и есть незаявленная, но истинная цель реформ! Фурсенко как-то даже ляпнул публично: «наша задача – воспитать грамотного потребителя». Правда, потом уже больше не повторял этого, но просто работал на эту задачу. И как видно – делал это с успехом. Молодец, отличный член команды. Только, к сожалению, команды, играющей не за нас с вами, а против.
Интересно, кстати, что результаты современной «учебы» что в школе, что в ВУЗе, не пугают сегодняшних учеников и студентов – лишь некоторые из них способны оценить ущербность своего образования и культурного багажа. И это понятно: молодежь есть продукт этой новой системы образования, поэтому очень значительная её часть по выходу из школы или ВУЗа существует вполне довольная собой. А тем временем их исподволь, опираясь на вполне развитые сегодня инструменты манипуляции, как скотину используют там, где этим самодовольным балбесам предписано быть – от разноски пиццы до работы в роли «белых воротничков», которых при первой же волне кризиса вышвырнут на улицу, ибо нет нужды в таком количестве «экспертов», «трейдеров», «менеджеров», «управляющих партнеров»…Но упаси меня Бог говорить, что разносить пиццу или получать иной опыт работы плохо! Плохо, когда из-за отсутствия возможности получать фундаментальное образование новое поколение лишается возможности явить миру новых Ломоносовых или Королевых, способных дать толчок в развитии страны и человечества в целом, а рождает только пицценосов, «юристов» и «менеджеров» с «экономистами», способных разве что поедать ту самую пиццу и радоваться футбольным баталиям…
Если отмотать клубок истории еще разок назад, то, приглядевшись, мы увидим удивительную четкость и последовательность шагов по перестройке системы образования в нашей стране.
Изучение последних пяти десятков лет отечественного образования дает четкое ощущение, что все перемены, которым подвергалась российская средняя и высшая школы, шли планово и почти без сбоев еще с середины 70-х годов прошлого века (именно тогда начали свою практическую работу многие из будущих реформаторов).
Редкие «отступления» от реформ (например, когда сняли министра Тихонова, слишком уж резво начавшего ломать высшую школу) не повлияли на конечный результат, а усилия «изгнанного министра» успешно довершили его сменщики. Чуть позднее.
Так что перед нами, обществом, стоит очень серьезная проблема выбора – куда идти дальше. И стоим мы, на самом деле, как богатырь на распутье… Куда податься? И есть ли вообще у нас шанс сохранить свою национальную идентичность в вопросе образования или «точка невозврата» пройдена?
Лично я полагаю, что поставленный именно так вопрос порождает упаднические настроения, поскольку найдется немало людей, которые скажут: «А что зависит от меня? Все уже решено и ничего с этим не поделаешь..». Но я думаю, так рассуждать еще рановато. Я бы определил проблему иначе: если ни назад, ни направо, ни налево идти нельзя, значит, надо идти вперед! Надо обозначить новую цель и определиться с тем, что делать сейчас каждому из нас в отдельности и всем вместе, чтобы достичь этой цели!
А если наших детей лишают возможности получать фундаментальное и современное образование, значит, такое образование и должно стать нашей целью! К тому же, я убежден, что именно фундаментальное образование, помноженное на высокий уровень традиционной культуры, и есть «Кащеева смерть», от которой пытается уйти над златом чахнущий Большой Бизнес…
Как же идти к новой цели?
Давайте рассуждать логически: в любые времена человек, обладающий знаниями, обладал бОльшими возможностями. В информационный век этот постулат приобретает особое значение: сегодня бОльшей свободой обладает индивид, имеющий более высокий уровень реального культурного и знаниевого багажа. Нет знаний – ты зависим, есть знания – свободен, в буквальном смысле слова!
С развитием зависимости общества от знаний обладание ими становится ценнее любого золота. И я не удивлюсь, если знания (не информация, заметьте, а именно научно обоснованные знания) станут новой мерой в системе человеческих отношений, как, например, метр или вольт. Человечеству надо будет только придумать, как оценивать знания и как справедливо ими обмениваться. Либертарианское авторское право тут не поможет, нужна другая система координат и договоренностей. Но это – вопрос к светлым умам будущего, которых нам надо еще вырастить.
Поэтому в наших интересах сделать так, чтобы обладание большим багажом научных и профессиональных знаний, а также высокой нравственностью и ответственностью человека перед семьей и обществом стало главной добродетелью любого человека, стремление к которой следовало бы воспитывать в каждом новом члене общества. И пока мы сами воспитываем наших детей – у нас есть шанс вложить в них эту идеологию. Надо только начать это делать как можно большему числу родителей, учителей, воспитателей, каждому на своем месте. Ежедневно и истово.
При этом нам самим (некоторым из нас) предстоит на самом деле отказаться от умирающих ценностных ориентиров в жизни – от стремления к «богатству» или «популярности», вернувшись к подлинным ценностям: «труду» и «уважению». И при этом во главу всего следует поставить ЗНАНИЯ как величайшее из достижений человека и неисчерпаемый источник энергии его жизни.
Только таким собственным искренним отречением от старых идолов и жаждой к освоению новых знаний мы имеем шанс убедить своих детей следовать нашему примеру, а не поддаваться на яркие образы, создаваемые Большим Бизнесом с целью увлечь наших детей своими ценностями.
Все это выглядит очень религиозно, скажете вы? Да, несомненно, технологии и пути достижения целей схожие. Только в нашем случае нет задачи строить церкви и пытаться управлять паствой. Паства веры в Знания сама должна найти свой путь, без поводырей-священников и апостолов, являющих миру откровения. В этом новое начало новой веры – веры в силу Человека, его божественную силу и способность создавать и творить мир, опираясь на добываемые им же в труде Знаниями.
Я же лично уверен: путь к Знаниям есть путь, которому стоит посвящать свои дни на этом свете и после меня остаться могут только новые, открытые и переданные мною потомкам безвозмездно Знания.
Этому пути я и посвящу, пожалуй, все, что у меня сегодня есть: силы, время, помыслы и возможность влиять на окружающих. Этим же путем я предлагаю пойти и Богатырю, стоящему на распутье…