Лоскутное образовательное пространство

    Хочется сегодня вновь выступить в роли защитника учителей. И не только: пожалуй, на примере учителей, впору говорить о защите всего «замкадья».

    Дело в том, что наша страна, огромная по территории и беспредельно терпеливая по своей природной мудрости, молча и хмуро наблюдает за тем, как столичные чиновники рушат единство страны. Всеми силами разрушают. В данном случае — создавая непонятную для любого здравомыслящего человека разницу в оплате труда за одну и ту же работу, выполняемую в Москве и в любом другом регионе, а так же вкладывая средства в инфраструктуру бюджетных организаций в десятки, а то и в сотни раз большие, чем это делается в регионах. Причем, повторимся, это происходит не в бизнесе, а в бюджетной сфере!

    Сей факт можно проиллюстрировать хотя бы на примере общеобразовательных школ. Полагаю, в иных бюджетных организациях ситуация будет похожей.

    Начнем с простого — с вложений в инфраструктуру. Ярким примером тут является программа «Московская электронная школа» (МЭШ), в рамках которой уже второй год к ряду в школы столицы поставляется новое компьютерное оборудование. Хорошее дело, нет слов. Только вопрос в том, сколько денег вбухивает Москва в это самое оборудование (к слову сказать, очень не нравящееся большой части родителей — но это тема отдельного рассказа). За два года на эту программу правительство Москвы потратило уже 13 миллиардов рублей (!!) (5 млрд в 2017 и 8 в 2018 году). Это только на компьютеры, серверы, интерактивные панели (по 400 тысяч рублей за штуку! — зачем?) и прочие компьютерные «прибамбасы»!!! Для некоторых городов России это — годовой бюджет.

    Разумеется, не стоило бы «заглядывать в чужой кошелек» (Москва — богатый город, нечего завидовать), если бы не одно «но» — речь идет о бюджетных учреждениях единой (?) российской системы образования…

    Ну это — ладно, допустим… Надо переходить на новые технологии и прочая, и прочая…
    Но ведь куда интереснее другой момент, а именно: оплата труда учителей в школах столицы. И тут мы натыкаемся на новость: «По словам Сергея Собянина, средняя заработная плата педагогов в Москве должна достичь 110 тысяч рублей уже в 2018 году.» А по информации главы московского Департамента образования, Исаака Калины, в апреле средняя зарплата учителей городских школ составила почти 90 тысяч рублей. При том, что средняя зарплата учителя в Северной столице примерно вдвое меньше. И после этого мы будем говорить по «единую систему образования» в стране?
    Конечно, «средняя» зарплата очень странный экономический показатель. Умелые управленцы и чиновники очень легко могут «подтянуть» ее в отчетах к нужной величине, например, «уволив» всех совместителей (переведя на не педагогические должности), засчитав в «зарплату» не одну ставку или иными способами…

    Но вместе с тем, даже столь «манипулируемый» показатель, как оказывается, в разы отличается в разных регионах страны. При том, что в любом ином регионе чиновники также умеют манипулировать цифрами и все они стремились выполнить Указы Президента от 2012 года, подгоняя эту самую учительскую зарплату к средней по своему региону.

    Но Москва, конечно, не могла не перевыполнить указаний руководства! Отсюда и возмутительные для «замкадного» учителя цифры, с такой гордостью произносимые Калиной. В итоге, учителя в Нижнем Ломове (например), Казани, Санкт-Петербурге и Москве, выполняя одну туже работу получают, мягко говоря, разную зарплату.

    Возникает резонный вопрос: если Президент поставил задачу построения «единого образовательного пространства», то как Минобрнауки собирается эту установку выполнить? Только внедрив единство учебных программ, скандальное обсуждение которых отвлекает от главного вопроса? Что, интересно, думает Минобрнауки о единстве на всей территории страны оплаты труда учителя, и об обеспечении учебного процесса (помещениями, оборудованием, количеством учебных мест, нагрузкой и пр.) по единым стандартам?

    Если ничего (по крайней мере об этом никто не говорит) — тогда получается, программы стандартизируем, а платить будем кто как в каком регионе «сможет» и школы ремонтировать и оснащать тоже — где как выйдет?

    Может все-таки посмотрим на проблемы системы образования системно? И не будем обсуждать всерьез тезисы «доклада» ВШЭ, где господа Кудрин с Кузьминовым в свои «хотелки» (новую программу модернизации образования с бюджетом в 8 трлн руб,) по-настоящему важные вопросы, о которых сказано выше, не вписали.

    Пожалуй, с предложениями ВШЭ по суммам можно бы и согласиться (перепроверив расчеты), но целеполагание программы пожалуй, стоит подправить и содержание тоже заменить на более жизненное.

    М. Богданов

    P.S. Справедливости ради уточню: по сведениям от московских учителей, Калина, разумеется врет — за одну ставку среднестатистический учитель, не имеющий выдающихся заслуг перед администрацией и Калиной, в среднем, получает около 30-ти тысяч рублей на руки. Относительно высокая зарплата в 60 — 70 тысяч получается только за счет дополнительной нагрузки (1,5 — 2 ставки, что равносильно 12-ти — 16-ти часовому рабочему дню) и «участия в инновациях» (по большей части в форме пустого бумаготворчества)…