Педагогическая евгеника

    Удивительное дело: в последние годы (особенно заметно именно теперь) чиновники от образования, всевозможные ректоры и «супер-учителя» только и делают, что убеждают общество в том, что надо срочно озаботиться «выявлением и поддержкой талантливой молодежи».

    Наблюдая это удивительное движение «за таланты против безталанности», невольно вспоминаются труды классиков педагогики и, что еще более важно, практика так часто вспоминаемой сегодня в позитивном качестве «старой русской (или советской) школы», способной обеспечить успешное и качественное обучение миллионов детей, без всякого деления на «талантливых» и «простых».

    Если покопаться в архивах и провести анализ результативности учебных достижений учащихся, заметим особо – массовой школы (!!) за 80-летнний период, начиная с 30 годов, то получается, что основным фактором, влияющим на развитие творческого, инженерного, интеллектуального потенциала страны была вовсе не ставка на каких-то эфемерных «талантливых детей»! На качество обучения влияла именно целенаправленная работа с массовым школьником, создание условий, при которых каждый, подчеркиваю – именно любой и каждый, мог получить качественное образование в обычной школе. Школа успешно обучала без всякой фашистской, по своей сути, концепции «выявления талантов» и «отбора лучших из лучших». А сегодня мы наблюдаем бурно развивающуюся педагогическую евгенику в ее чистом, незамутненном виде.

    Любой грамотный и имеющий опыт работы педагог скажет: самый заурядный ребенок со временем может «вдруг» стать великим ученым, а пестуемые с детства «таланты» очень часто (и это факт) оказываются в зрелые годы самыми бесперспективными и бессмысленными работниками и людьми. За примерами далеко ходить не надо – возьмите список двух – трех десятков выдающихся людей и посмотрите отклики о них со стороны их школьных учителей и, наоборот, попробуйте проследить судьбу такого же числа «юных дарований» прошлого — хоть в музыке, хоть в инженерном творчестве. Вы удивитесь, насколько зеркально будут выглядеть эти списки… Педагогика давно знает этот феномен: невозможно гарантировать или хотя бы с высокой степенью точности прогнозировать будущее выявляемых в школьные годы «талантов», а значит делать ставку на такое «социальное проектирование», сиречь сегрегацию, антинаучно и вредно с педагогической точки зрения! Не говоря уже о моральной стороне вопроса.

    Однако, не взирая на это, наши «ученые» умы в один голос поют в уши чиновникам, а те- высшему руководству страны, что надо тратить средства на выявление и поддержание «талантов». Объяснение этому самое простое: деньги, освоение бюджетов. Для «ученых» это поле «научной деятельности», на которую нужны средства и ставки, где можно любую чушь выдать за научное открытие и приблизиться к вожделенному пожизненному статусу Академика педнаук. Беспроигрышное поле деятельности, поддерживаемой чиновниками – все же говорят, что надо «поддерживать таланты», а как их поддерживать без «науки».

    Для чиновников и организаторов образования эта тема — источник бюджетных ассигнований на «развитие системы». Ведь куда проще обосновать траты ресурсов на десяток «суперэлитных» школ! Тут несложно собрать сильную гвардию действительно успешных учителей. Сюда понятно как отбирать учеников — хоть по размеру кошелька родителей, хоть по форме ушной раковины – какая разница? А самое важное – результат же очевидно будет выше, чем в любой другой «простой» школе, поскольку вливая в любого, даже самого лопоухого бездельника усилия элитных гвардейских наставников (коучеров, тьюторов, свитчеров, мамчеров и папчеров – главное позаумнее должности придумать) из него можно получить вполне пристойного ученика, по уровню образованности почти дотягивающего до стандарта «таланта».

    Бизнес по своей сути – это вообще-то грязное дело с моральной точки зрения. А бизнес на образовании – очевидно дьявольское начинание. И не надо закрывать глаза на это, делать вид, что никто ничего не понимает. В свое время фашистов осудили и поставили вне закона всем миром именно за сегрегационную суть их идеологии. А нынешним евгеникам от педагогики мы позволяем делать тоже самое и молчим? Посмотрите фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» и переложите его текст на концепцию «выявления талантов». Жестко? Да! Но ведь речь идет о наших детях, не о чужих марсианских!

    Может хватит пилить деньги и пора задуматься о будущем, например, взглянув в прошлое? Там есть чему поучиться, а учиться никогда не поздно и не грешно.